Одиннадцать мифов о металле. Часть 1
"Enkor" (Киров)
Недавно мне на глаза попался очень
любопытный материал, посвященный мифам, связанным с металлической музыкой,
и их опровержениям. Данная статья – попытка проанализировать его. Курсивом
в тексте вставлены мои комментарии, основанные на здравом смысле, трезвом
уме и на собственных вкусах. Итак, приступим.
Металлическую музыку вполне можно считать самым располагающим к мифотворчеству
разделом культуры. С одной стороны, металл имеет довольно внушительное
количество приверженцев, с другой стороны, неосведомленность о нем среди
не увлекающихся им просто потрясает. Судите сами: в некой статье утверждалось,
что название группы AC/DC якобы взято из каких-то там сатанинских обрядов,
хотя на самом деле это - всего лишь стандартная надпись на переключателе "переменный
ток/постоянный ток". Есть и более общие, более распространенные
мифы. Им и посвящена данная статья.
Миф первый: Металлическая музыка однообразна.
В качестве опровержения достаточно только перечислить все ответвления
металла вместе с их основными особенностями.
• Heavy Metal. Наверное, сложно сказать,
чем именно он выделяется из других направлений металла. (Пожалуй, это
верно – поразмыслив, я не смог найти
способ описать отличительные особенности этого стиля)
• Speed Metal. Характеризуется
огромной скоростью исполнения и частыми соло. Наиболее требователен к
технике исполнения.
• Trash Metal. Похож на Speed Metal,
но тяготеет к более отрывистому звучанию.
• Black Metal. Похож на Speed и Trash,
но партии гитар нарочно смазаны, что создает "жужжащий" звук.
Вокалист всегда с брутальным (рычащим) вокалом.
• Doom Metal. Медленный, заунывный и
мрачный, часто с брутальным вокалом. Характерна значительная роль клавишных
и некоторых других инструментов
- скрипок, флейт и т. п.
• Death Metal. Еще более скоростной
и тяжелый, чем Trash и Speed, вокал, как правило, брутальный. Стиль является
наиболее трудным для восприятия
и наименее мелодичным.
• Progressive. Наверное, самое интересное
направление в металле. Его аналогом в неметаллическом роке является арт-рок
- рок со сложными структурами,
множеством мелодических и ритмических решений, вызывающий аналогии с
классикой и нередко являющийся ее прямым потомком. Примеры - Savatage,
Dream Theater, Angra, Therion.
• Gothic Metal. Можно рассматривать,
как частный случай смеси Doom и Progressive. Аналогии со средневековой
музыкой. Крайне пессимистичен. Самая известная
и, возможно, самая лучшая группа - Lacrimosa.
В первоисточнике рассматривались еще и околометаллические явления, такие,
как Hard’n’Heavy и Glam. Лично мне сложно оценивать это мнение (про околометалличность),
ибо эти вещи я, в отличие от автора статьи, ставлю в один ряд с металлом.
Самое смешное здесь то, что мы оба в чем-то правы. Пример– Элис Купер
и Kiss. Все это есть Glam, но Kiss – металл, в отличие от тов. Купера,
чье творчество ближе к обычному хард-року. Так что пусть каждый слушатель
и ценитель примет решение сам.
Миф второй: Металлическая
музыка вредна для здоровья.
Аргументы, на которых держится этот миф, настолько смехотворны, что кажется
странным, когда кто-то их воспринимает всерьез. Например, говорится,
что коровы, когда им включают металл, становятся беспокойными, теряют
в весе и начинают давать меньше молока, при прослушивании же классической
музыки они, напротив, чувствуют себя отлично. Отсюда следует: мясо
крайне вредно для здоровья, сено и свежая трава в высшей степени полезны.
Перемещаться тоже стоит исключительно на четырех конечностях, потому
что коровы, когда их ставят на задние ноги, проявляют раздраженность,
и через некоторое время теряют аппетит.
Красивое логическое заключение на основе «фактов». Лично я не знаком
ни с кем, кто мог бы подтвердить этот миф. Более того, энергетика металла
сама по себе несет позитив (в большинстве случаев). А вообще – безвредность
проверена на себе. Металлисты меня поймут.
Миф третий: Металл произошел
от африканских ритмов.
В некоторой степени это даже и не миф. История металла легко прослеживается.
Были негритянские песни, они немного изменились, получился блюз. Когда
его попробовали играть белые, получился "белый" блюз. Этот
блюз перерос в рок. Потом были великие Deep Purple, Black Sabbath и
Led Zeppelin, которые и стали родоначальниками металла.
Мне все-таки непонятно, как такой миф мог родиться на свет. Очевидно,
что нет только прямой связи между металлом и африканскими ритмами. Но
я допускаю, что такое заблуждение может существовать среди людей, которые
с металлом знакомы лишь понаслышке. Одним словом, странность.
Миф четвертый: Металл не имеет ничего общего с классикой.
Чушь (это мое мнение). Существует определенное сходство в структуре металлических
и классических произведений, и в музыкальных решениях. Многие металлисты
являются поклонниками классики: на обложках их пластинок часто можно
прочесть благодарности Баху, Бетховену, Вагнеру и многим другим великим
композиторам прошлого. И переигранные классические произведения – тому
подтверждение. В свою очередь и в классических произведениях есть элементы
тяжести – “Полет Валькирии” Вагнера, например.
Если рассматривать неклассические стили, то ближе к классике, чем металл,
стоит только арт-рок.
Я свое мнение уже высказал в начале опровержения этого мифа. Если же
взглянуть на этот вопрос серьезно, то автор действительно прав на все
150%. Ибо родство металла и классики – единственное объяснение того,
что переигранные металлистами классические произведения звучат естественно
(!!!) и красиво. А в ответ на переигровки классики вспомним Апокалиптику
– группу, играющую мощный металл на классических инструментах. Кроме
того и металл, и классика весьма сложны для восприятия, но об этом отдельно
будет сказано далее.
Миф пятый: Металл - это американская музыка.
Металл появился в Великобритании. Все три первые тяжелые группы - Black
Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin родом оттуда. Множество более поздних
групп, таких как Judas Priest и Iron Maiden, тоже британцы. В общей
сложности британские команды составляют не менее половины всей металлической
сцены. Далеко не факт, что Штаты занимают второе место после Британии
по количеству и качеству металлических групп. Скорее, они борются за
него с Германией и Швецией.
Браво автору. Лично я с ходу смог бы вспомнить только три американские
группы: Металлику, Мегадет и Аннигилятор (хотя они вроде канадцы). Вслед
за автором статьи я не учитываю глэмовые группы, хотя и они вряд ли существенно
поднимут количественно качественный рейтинг США в металлическом мире.
Многие другие страны стали родиной более известных (с Металликой не сравниваю)
групп: Швеция – Therion, Италия – The Rhapsody, Финляндия – Nightwish.
А сейчас, похоже, подтягивается и Россия – молодая группа Mechanical
Poet выпустила альбом, вошедший в верхнюю часть 50-ти лучших альбомов
2004 года (если вообще не в первую десятку). Так что США действительно
могут претендовать на второе место по числу и качеству групп лишь с натяжкой.
Продолжение следует…
Обсуждение мифов ведет Zakfor
Одиннадцать мифов о металле. Часть 2
Продолжаем изучать мифы, связанные с металлом, и их опровержения. На
очереди еще шесть заблуждений.
Миф шестой: Металлисты
грязны, носят отвратительную одежду и вызывающие прически. Металлисты
устраивают на своих шоу бесчинства и погромы.
Процент нерях среди металлистов такой же, как среди всех остальных слоев
населения. Миф о неаккуратности металлистов родился благодаря совершенно
неметаллическому направлению – панк-року. Там нарочитая неряшливость
является частью философии движения. Немало потрудились для создания этих
мифов и исполнители glam-rock.
Вполне понятно, что основные нарекания относятся к беспорядкам, якобы
творящимся на металлических концертах. Здесь имеет место обращение не
по адресу. Среди металлистов только отдельные чересчур экстремальные
группы позволяют себе явно отвратительные выходки.
С автором я не согласен только в одном: исполнителей глэма нельзя назвать
неряшливыми. Они – актеры, надевшие свои маски и играющие свои роли.
Бесчинства и погромы я своими глазами не видел, так что есть повод считать
металлистов мирными людьми. А привычный для концертов слэм (то есть месиловка)
– лишь способ выплеснуть скопившуюся в теле энергию. Не в ущерб другим
и без большой агрессии.
Миф седьмой: Металл отупляет.
Среди металлистов много социально неблагополучных элементов и умственно
отсталых.
Металл широко распространен среди студентов, чаще всего среди студентов
технических вузов. Так что, если их считать социально неблагополучными
элементами или умственно отсталыми, то данный миф близок к реальности.
Металл из-за высокой скорости исполнения сложен для восприятия, поэтому
по-настоящему социально неблагополучные металл слушают редко, то же можно
сказать и об умственно отсталых. В некотором роде металл - элитарная
музыка, как и классика.
Я не помню, чтобы встречал откровенно тупых металлистов. Как правило,
общение с близкими себе по духу людьми доставляет удовольствие. Главное
– не зацикливаться только на музыке и том, что с ней напрямую связано.
Расширять свой кругозор. И тогда точно про Вас не скажут, что Вы – тупой.
Опять-таки проверено на себе.
Миф восьмой: Металлисты поют только о насилии и сексе.
Миф настолько же верен, насколько верно утверждение: все русские прозаики
пишут о войне 1812 года. Да, действительно, есть некоторое количество
групп, исповедующих культ силы, и некоторое количество групп, поющих
об извращениях. Но тексты такой направленности не являются характерными
для металла в целом. Скорее, они образовывают одно, далеко не самое
большое течение.
Посмотрим, о чем поют металлические группы.
• Социальные тексты. Изобличаются
человеческие пороки и пороки общества. Это довольно обширное течение
в металле.
• Личностные тексты. В этих
песнях поется о внутреннем мире лирического героя, одиночестве, отчуждении.
• Философские тексты и тексты
о любви. Комментарии ни к чему. Текстов непосредственно о сексе обнаружено
не
было.
• Мистика. Колдуны, демоны
и прочие сказочные персонажи привлекали многие металлические группы.
Дьявол тоже часто попадает в металлические песни.
• Фэнтези - огромная популярность
этого литературного жанра не обошла стороной и металл. Множество групп
начали петь об эльфах, гоблинах и гномах.
И это еще не все направления текстов.
Достаточно послушать одну любую песню о насилии, чтобы понять, что Вас
не подталкивают к насилию, а наоборот предостерегают и отталкивают от
него. Что до текстов о сексе, то, на мой взгляд, любая уважающая себя
группа до пошлостей не опустится, а значит, и текстов таких не будет.
По крайней мере, у известных и уважаемых групп.
Миф девятый: Телевидение
и радио заполонили металлические группы.
И по телевидению, и по радио передаются либо баллады двух-трех металлических
групп, например, "Noting Else Matters" группы Metallica,
либо (в лучшем случае) металлизированный Glam. Причем даже это можно
услышать очень редко.
Как бы я хотел, чтобы этот миф был не мифом, а реальностью. А то ведь
на радио не то, что металл – даже обычный рок редкость. По крайней мере,
в Кирове. Кругом одна попса, или чего похуже. Хотя изредка бывает шанс
нарваться на балладу.
Миф десятый: Металл лишен даже подобия мелодии.
Этот миф составлен из впечатлений людей, послушавших металл один раз
в жизни... на плохой аппаратуре в некачественной записи. Металл нельзя
слушать иначе, как на качественной аппаратуре!
Не все способны воспринять металл с первых же звуков, услышав, скажем,
Металлику. Однако после соответствующей подготовки (предварительное ознакомление
с более легкими группами) все встает на свои места. Человек начинает
воспринимать и ритм, и мелодию, и настроение.
Этот миф можно рассматривать только с позиции собственных вкусов. Лично
я такие стили, как Black и Death перевариваю с огромным трудом (в основном
из-за вокала), а потому и не слушаю. В то же время хороший и качественный
мелодичный спид-пауэр мне согревает душу как ни один из других жанров:
я до сих пор под впечатлением от концерта Эпидемии в Кирове.
Очень немногие люди начинают сразу слушать металл. Чаще они начинают
с рока, гораздо реже с панка или альтернативы. Личный опыт: начинал с
Пинк Флойда и Би-2, далее были Черный Кофе и Мейдены. Это все было 4
года назад. Что есть сейчас – промолчу, иначе это выльется в несколько
страниц чистого текста. Скажу лишь, что есть многое.
Миф одиннадцатый: Культурный человек металл слушать не станет.
Кажется удивительным, что человек, считающий себя культурным, может сказать: "я
об этой части культуры ничего не знаю и знать не хочу". Даже противник
металла, на мой взгляд, должен с ним ознакомиться, по крайней мере, чтобы
знать, с чем он борется.
И снова бурные аплодисменты в адрес автора. Просто, красиво, и правильно.
Судите сами: некоторые люди, которым не нравится классика, свободно ориентируются
в именах композиторов, и даже способны узнать некоторые произведения.
Такие люди способны объяснить причину своего негативного отношения. Пусть
даже некоторые причины будут заблуждениями. И это не мнение, а факт,
на который невозможно закрыть глаза.
Вот такие сложились мифы за неполные
40 лет существования металла в природе. Появятся ли другие – науке
это неизвестно. Но истинные металломаны
(по аналогии с меломанами) смогут их опровергнуть без особых проблем.
Проще всего просто слушать любимую музыку. Слушать металл.
Обсуждение мифов вел Zakfor