Интервью
взял Дмитрий Сергеев
27февралЯ.
Хронотоп 2005.
После нескольких часов фестиваля хотелось выскочить на улицу, подышать,
добежать, наконец, до магазина за пирожками. Следующей в программе стоит
группа "Мистификация". Название незнакомое,
и я решаю по окончанию спектакля, проигнорировав обещанную музыку, совершить
все вышеперечисленное. Войдя в музыкально-танцевальный зал, я подумал,
что звучащая в зале музыка играет из магнитофона - очень уж непохоже это
на все, что я раньше слышал в Архангельске. На сцене выступает "Мистификация",
большая часть зала по-хипповски сидит на полу и слушает.
Ощущение, что находишься не в Соломбале 2005, а в Калифорнии 1968,
не покидало до конца выступления, до последней песни, когда соло-гитарист
водил по струнам бокалом с зажженной свечой внутри.
Удивительно, по крайней мере для нашего города, что пела девушка - Мария
Шульгина, и что этой девушке удалось сделать то, что не удавалось
выступавшим до и после нее представителям сильного пола - стереть границу,
разделяющую тех, кто на сцене, от тех, кто в зале.
13 марта.
Прощеное Воскресение.
И вот я иду к Марии в гости брать у нее интервью. Иду
мимо многоэтажек в такой же многоэтажный дом. Захожу в подъезд, пахнущий
чем-то уютно-противным. Поднимаюсь на пятый этаж в лифте с совершенно
замечательной психоделичной надписью "ДА". Из какой-то квартиры
играет гармонь. Звоню в дверь, меня встречают Мария и котенок Бегемот,
черный-черный, как и подобает зверю с таким именем. Проходим на кухню
из тех, сидя на которых, тебе не важно в каком году и городе ты пьешь
чай. После гостеприимно-предложенной чашке чая, не скрывая волнения (все-таки
это первое интервью, которое я беру), начинаю задавать вопросы.
Д.С.: Группа "МистификациЯ" достаточно молодая.
По крайней мере, немногие ее слышали. Не могла бы ты рассказать об истории
группы? Кто в ней играет?
М.Ш.: Существуем мы, если это можно назвать существованием,
не очень долго. За это непродолжительное время мы успели дать всего два
концерта : в "Маяке" и в "Соломбале-Арт".Есть другой
проект, акустический, существующий дольше. Он называется "Фантазии
Фарятьева" и может похвастаться стабильным составом: там присутствуют
две гитары, на которых играем я и Андрей Шульгин - мой брат.
"Мистификация" же - это Андрей
- соло-гитара, я - ритм-гитара, Александр
Зарайченко, играющий на саксофоне. Затем, на басу у нас
играет Ростик Быстров, а на барабанах - Николай
Тихомиров. И Юля (Улитка) Вешнякова
- перкуссия.
Д.С.: Стилевое самоопределение - достаточно сложный вопрос,
но, все-таки, как бы ты определила стиль, в котором вы играете?
М.Ш.: Со стилем сложно определиться, поскольку, - это
иногда рок, иногда джаз-рок, иногда рэгге. Наша музыка носит импровизационный
характер - мы играем так, как чувствуем здесь и сейчас. Мы и живем здесь
и сейчас. Наша цель, на данный момент, - самовыразиться, попытаться сказать
что-то, донести это до слушателя. Вопросы стиля пока второстепенны. Может
быть, когда мы станем уже совсем профессиональными музыкантами и будем
работать в каких-то коммерческих проектах, мы задумаемся о стиле.
Д.С.: Тогда на творчество каких музыкантов вы ориентируетесь,
если ориентируетесь вообще?
М.Ш.: Что касается музыки, которую слушали, то мы выросли
на Beatles. С этого и начиналось знакомство с музыкой. После этого появились
другие увлечения, такие как Doors, Jimmy Hendrix, Janis Joplin.
Собственно, на этой почве мы выросли, обильно политые звуками музыки.
Д.С.: Музыка 60-70х, так или иначе, связана с движением
хиппи. Как ты относишься к хиппи, в целом, считаешь ли себя близкой к
ним и как ты думаешь, есть ли место для хиппи в XXI веке?
М.Ш.: Хиппи - это, прежде всего, состояние души. Оно
не зависит от века. Эта волна появилась в 60-70е, но я думаю, что неправы
те историки, которые считают, что движение угасло. Ведь оно продолжалось
и, в общем-то, продолжается и сейчас.Что касается меня, то я не знаю,
можно ли делить людей, разливать их в разные флакончики, ставить на разные
полочки, приклеивать к ним какие-то бумажки и ярлычки... В зависимости
от настроения, я иногда очень близка к хиппи, иногда, может быть, к панкам.
Бывает по-разному.
Д.С.: А что такое рок-н-ролл для тебя? Это музыка, стихи,
некое синтетическое искусство, или нечто вне плоскости культурологии?
М.Ш.: Наверное, настроение и... жизнь. Прежде всего,
ритмы. То, что несет в себе музыка, воплощается и в стихах, и в философии,
и в образе жизни.
Д.С.: То есть, рок-н-ролл будет жить, пока есть люди,
которые его слушают и играют?
М.Ш.: Конечно. Я думаю, что рок-н-ролл не умрет.
Д.С.: Что тебе нравится из архангельской музыки? Считаешь
ли ты наш город провинцией в отношении рок-музыки или нет?
М.Ш.: Что значит провинция? Мне очень понравилось, что
недавно по этому поводу сказала Умка (интервью Умки на Радио России
передача - "Музыка по пятницам" - прим. ред.). Когда ее
спросили, возможно ли творить в провинции и находить там благодарную публику,
она ответила, что, возможно, и не стоит стремиться к Столице. Каждый человек
предназначен для того места, где он родился. У людей, играющих рок здесь
есть достойная музыка. Отрадно было бы, если бы рок поддерживался. Хорошо,
что появляются новые площадки, места, где можно играть. Жаль, что "Хронотоп"
был в последний раз. Это была хорошая поддержка молодым музыкантам, у
зрителей была возможность прийти и послушать новые, близкие по духу команды.В
разное время я переслушала многие, в том числе тяжелые команды - вкусы
были разные. Одно время, когда функционировала группа "Собачье Сердце"
в их прежнем составе, я была их поклонницей. В настоящий момент очень
нравится рок, который играет Лариса Шунина
("Ла Шу" -прим. ред.).
Д.С.: Вообще было бы здорово, если бы не было этого деления
на "рок-столицы" и "рок-провинции", а было бы единое
"рок-пространство", и все ездили бы друг к другу в гости, смотрели
бы слушали.
М.Ш.: Согласна. Тем более, что есть тьма молодых, растущих,
интересных команд из других городов, у которых есть что сыграть, у которых
есть своя харизма, особая энергетика, которые были бы рады появиться у
нас в городе, сыграть, послушать то, что есть у нас.Путешествия - это
всегда хорошо. В этом отношении я романтик. Здорово путешествовать,
познавать другие города, другие культуры. Когда попадаешь из северного
города в какой-нибудь южный городок, понимаешь, что свое настроение, своеобразие
есть и у центра, и у глубинок. И в то же время, что-то общее, все равно,
присутствует.
Д.С.: А как появляются песни, стихи? Кстати, какие твои
любимые поэты?
М.Ш.: Хороший вопрос, только я, к сожалению, сама не
знаю на него ответа - просто они появляются и все, и пока есть источник
из которого можно черпать, нужно быть благодарным за это.
Поэты... Может, это прозвучит банально, но мне нравится Пушкин. Мне очень
нравятся Есенин, Пастернак, Максимилиан Волошин, далее можно поставить
знак etc. Если можно назвать поэтом Александра Башлачева, то еще Башлачев,
наверно. Но вряд ли стоит искать истоки моих собственных попыток писать
стихи в творчестве этих авторов. Их стихи находят отклик в моей душе,
это то, что я понимаю и чувствую очень близко.
Д.С.: В нормальной жизни ты заканчиваешь исторический
факультет ПГУ. Университет, он, как-нибудь меняет мировоззрение? Сказывается
на творчестве?
М.Ш.: Хорошее выражение - "нормальная жизнь",
не знаю, насколько она у меня нормальна.Для меня университет - это не
столько планы, которые нужно освоить или закрепить. Это надо мной не довлело.
Никогда. Скорее всего, это те возможности, которые дают нам стены Alma
Mater. Это, в первую очередь, знакомство с интереснейшими, оригинальными
людьми: преподавателями и студентами. Наверное, это самое ценное, что
может дать университет.
Интервью взял Дмитрий Сергеев.
|