ЦЕЛЬновидение
Ла Шу
Сокращенный вариант интервью опубликован
в газете "Сталкер" (№1 июнь 2006 года)
"Очень
естественные интонации, распевки не для красоты, а логично дополняющие
текст. Хорошая поэзия, которая не вычисляется путем подсчета слогов, а
просто воспринимается как что-то близкое и нужное для дальнейшей жизни.
Красота и цельность. Изысканность и монолитность. Сдержанность и щедрость.
И непротиворечивость всего этого", - так писал о Ларисе
Шуниной питерский журнал "Fuzz" еще в 2002 году. Сегодня
лидер группы "Ла Шу",
талантливая художница и самая загадочная девушка архангельского рока рассказывает
о своей группе, о планах на будущее и трудностях, которые приходится преодолевать
провинциальным, но профессиональным музыкантам.
– Лариса, как ты оказалась в музыке?
– Когда-то давно я просто захотела пойти в музыкальную школу. Потом-то
я все время хотела ее бросить, но мама мне не позволила. За это ей низкий
поклон, без ее настойчивости и мудрости ничего не получилось бы. В четвертом
классе я написала первую песню, что-то вроде «Миру мир, войны не надо».
Написала текст и музыку, мама только аккуратно поправила рифму. В школе
все очень удивились, но поручили мне исполнять эту песню на академическом
концерте. Потом все больше получались инструментальные вещи, которые я,
как правило, не записывала. Позже мама же отправила меня и к бардам, мол,
что ты дома сидишь, сходи, покажи свои песни. Так я попала на фестиваль
«Оттаявшие струны» и… стала открытием (номинация такая есть) этого фестиваля.
Потом съездила на фестиваль авторской песни в Ялту. Хотя бардовское движение
мне лично не очень нравится. Своей предсказуемостью. На базе педагогического
училища, где я училась после школы, была создана моя первая группа. С
ней я выступала на первом фестивале «Беломор-Буги». Меня тогда
наверно приняли за такую наглую девицу, т.к, моя группа называлась «Лариса
Шунина бэнд». Вообще-то, называют группу своим именем известные
и маститые музыканты. А мы тогда играли очень даже слабо. Потом эта группа
распалась, менялись музыканты и, наконец, появилась группа «Ла
Шу».
– В последнее время вас можно часто встретить на
самых разнообразных площадках.
– Да. Стараемся выступать как можно чаще, чем больше опыта, тем интереснее.
Очень хорошая атмосфера в архангельском клубе «Колесо», он небольшой,
уютный, всегда очень приятно там играть. В Северодвинске было интересно
и в клубе «Культура», и в театральном баре, и в ЦКиОМе.
В Вологде был очень хороший концерт в клубе «Архитектор».
– Все что ты перечислила довольно маленькие и даже
тесные залы, вы не боитесь превратиться в этакую камерную группу?
– Ну, вообще-то, у нас и музыка не стадионная. И мы любим не просто концерты,
а делать какие-то подарки, сюрпризы для зрителей. Большое внимание всегда
уделяем декорациям, свету, ну и разным деталям – свечи, бенгальские огни,
картинам и прочее. Конечно, мы выступаем и на больших площадках. Играть
на крыше ЦУМа было очень интересно, масса позитивных эмоций:
небо, ветер, солнце, прекрасная публика, очень тепло и радостно внутри
после этого концерта. Фестиваль под открытым небом в Североонежске.
Когда-то мы играли и во Дворце спорта – самой крупной площадке Архангельска.
Думаю, что в будущем мы выступим на таких площадках города, как Кирха,
АГКЦ и др.
– А подальше?
– Очень хочется поехать куда-нибудь, но очень часто все упирается в деньги.
Группа большая, только на дорогу до Питера нужно 10-15 тысяч рублей. Я
не говорю, что это не возможно. На группу должны работать люди, занимающиеся
раскруткой. И сама по себе какая-никакая популярность нужна не как самоцель,
а как возможность иметь интересные концерты, проекты, возможность плодотворно
выступать и записывать свои песни.
– Лариса, можно ли сегодня зарабатывать, занимаясь
только музыкой?
– В нашем городе?
– Да.
– На мой взгляд, в Архангельске не получится зарабатывать музыкой. Даже
при условии, что нас часто приглашают выступать и в Архангельске, и в
Северодвинске. Существующих площадок явно не достаточно.
– А в Москве?
– Москва – город больших возможностей. Там есть много групп, которые на
несколько порядков ниже архангельских, но они включены во всевозможные
сборники, выступают в различных клубах. Просто потому что живут поблизости
и им проще это пробить.
– Играет роль музыкальное образование?
– Получать профессиональное образование нужно обязательно, это выводит
на новый уровень развития, расширяет кругозор. Сейчас я очень рада, что
поступила и проучилась в музыкальном училище и именно на дирижерском отделении.
Хотя во время учебы были и сомнения, и неудачи и желание перевестись на
другое отделение. Любым делом нужно заниматься профессионально и базовая
подготовка нужна обязательно. Ты же не займешься шитьем платьев, если
не умеешь кроить или не знаешь как вдеть нитку в иголку.
– В вашей группе музыканты «образованные»?
– У Ани (скрипка) и Миши (гитара) –
закончено музыкальное училище. У Димы (бас) и Славы
(ударные) – музыкального образования нет, но у них такой огромный стаж,
что их умений и навыков достаточно для высокого уровня исполнения. Мы
изначально и ставили перед собой задачу: подобрать профессиональный коллектив.
В условиях нашего города сделать это очень трудно, все талантливые музыканты
стараются отсюда уехать. Вот Марина Макарова, пианистка,
которая играла с нами уехала в Москву, где благополучно учится в Гнесинке.
– Почему же трудно найти музыкантов, если есть училище,
которое каждый год их выпускает?
– У меня масса знакомых, которые выучились, но не способны выступать на
сцене. Сегодня люди учатся в музыкальном училище большей частью для общеэстетического
образования. Получив диплом, преподавать, и уж тем более играть, они не
собираются. Это очень плохо. Люди не идут дальше по музыкальной линии
не только из-за каких-то своих проблем или неумений (хотя такие проблемы
вполне решаемы), а большей частью из-за того, что не видят от государства
и от местных властей никакой поддержки. Это очень печально. Я в музыкальной
школе на полторы ставки получаю 3 тысячи рублей. Естественно, что выпускники
нашего училища, в лучшем случае, оставляют музыку как хобби. Например,
в Петрозаводске чуть ли не 20 музыкальных клубов, хотя по численности
населения городок меньше нашего. Да и руководство города и республики
Карелии поддерживают музыкантов.
– Лариса, но ведь есть музыканты, которые серьезно
относятся к этому занятию, играют, как-то совершенствуются?
– Конечно. Очень хотелось бы сказать, что их много, но это не так. А уровень
повышать нужно обязательно. Я тоже раньше думала, что достаточно выучить
семь нот, чтобы писать музыку. Теперь понимаю, что только профессиональное
образование раскрывает горизонты. Мне интересно работать в музыкальной
школе, очень интересно учиться. А ведь когда-то и не подозревала, что
буду песни писать. Так объелась музыкой в музыкальной школе, что выпускалась
в полной уверенности, что больше никогда не буду ей заниматься. И в училище
я пошла не сразу после школы, а спустя несколько лет и сознательно.
– Расскажи о своей группе?
– Подобрались очень творческие люди. У каждого из участников нашей группы
кроме музыки есть какие-то увлечения и занятия. Слава рисует очень милые
и красивые картины, Дима тоже рисует, он создатель нашего
сайта, также у него есть сольные, весьма интересные музыкальные проекты,
Миша – звукорежиссер и просто хороший и добрый человек,
Аня очень талантливая, умная и замечательная девушка,
я иногда тоже рисую, даже была персональная выставка в 2002 году. Работать
с такими творческими личностями очень сложно, но и в тоже время безумно
интересно. С ними гораздо больше возможностей для воплощения каких-то
своих идей.
– Какие ближайшие планы у группы?
– Планов много. Буквально на днях еду в Москву на фестиваль «Даждь».
Я уже выступала там и сейчас меня пригласили на итоговый концерт в клуб
«Ар'терия». Возможно поедем в середине июня на фестиваль под
открытым небом, который проводится где-то под Москвой. Также в ближайших
планах поездка в Санкт-Петербург для работы в студии.
Беседовала
Светлана Антуфьева.
публикуется с разрешения автора.
|