Архангельский рок-портал

"Радио Ямайка", dub-reggae fest

Место: Северодвинск, клуб "ПереСтройка"
Время: 21.02.2009

Афиша«Фантастический день: моя природа не дает мне спать…», – пел четверть века назад Борис Гребенщиков в одной из песен альбома «Радио Африка». Метафора радиоэфира, связывающего людей всего мира, была придумана, конечно, не им, но, согласитесь, сравнение удачно. 21 февраля в Северодвинске вышла в эфир новая станция – «Радио Jamaica».

Со времен, когда «Аквариум» был единственной группой в «неритмичной стране», хотя бы иногда игравшей рэгге, многое изменилось. Выросло целое поколение «белых растафари», а ямайская музыка перестала исчерпываться корневым рэгге и ска. Идея сделать стержнем вечеринки только ритмический рисунок со сдвоенной синкопой, казалось, обречена на провал: как заставить до сих пор хиппующих поклонников «Ягоды Гало» слушать джангл, а продвинутую клубную публику двигаться под песни «Идеальной Головы»?! Тем не менее, именно эклектика всего концерта дала возможность каждому зрителю найти свой ритм.

Публика достаточно долго подтягивалась в «Перестройку», покупала напитки в баре, искала свободные столики – поэтому выступление Mr.Krab 'а & Михаила Черенкова прошло почти незамеченным. Многие думали, что музыка-даб звучит в записи, что, наверное, делает честь профессионализму музыкантов, но не оправдывает полупустой танцпол. А жаль, попытка совместить диджейские сэмплы с живыми инструментами, нечастая для наших краев, вполне удалась. Тем более интересной она была тем, что и на ударных и на гитаре играл один человек.

Конечно, у каждого есть свое мнение, что же такое музыка-рэгге, но вариант от «Идеальной Головы» остался мне непонятен. С формальной точки зрения все верно: разнообразная перкуссия, пульсирующий бас, задающая ритм гитара, но из музыки исчезло, а скорее, в ней никогда не появлялось что-то необыкновенно важное. То, ради чего до сих пор мы слушаем того же Боба Марли: легкость светлая грусть, самоирония – сама жизнь. При всем уважении к Егору Летову, годовщину смерти которого, очевидно, решили отметить музыканты, он никогда не был близок к раста-культуре и музыке, ей рожденной. Тем более, сыграть по-новому песни ГО («Джа на нашей стороне», «На наших глазах») удается немногим. У «Головы» это, к сожалению, тоже не получилось.

Yoseph Lion & Panama Prophet не пытались донести до слушателя чужих откровений – своих, пусть и наивных в своей простоте, достаточно. Из всех видов музыки, я меньше всего разбираюсь в хип-хопе и его производных, в том числе и на стыке с рэгге. Но фраза «Отдайте мне мой пистолет – я разберу его!» мантрой звучала и в моей неидеальной голове еще пару дней после концерта.

«Ягода Гало», вторая и последняя полностью живая группа вечера, играет рэгге, на протяжении всей своей истории. «Метеоролог», «Душевный стриптиз» – с завидной регулярностью исполняются и на акустических концертах, и на выступлениях с электрическим составом. Небеса открыты для всех уже давно! В «Перестройке» группа выступила полным составом: с электрической ритм-секцией, домброй и флейтой. Радостно слушать любимые песни в такой богатой аранжировке и в хорошем звуке, но качественный аппарат клуба сыграл с музыкантами злую шутку. К середине выступления басист и барабанщик разыгрались настолько, что флейта и бэк-вокал почти не были слышны в зале. Несмотря на это, «Ягоду» в очередной раз можно назвать главной группой фестиваля: зрители, плясавшие все выступление северодвинцев, не хотели отпускать их со сцены. После долгих криков «Ещё!» (Есть чё?) группа сыграла рэгге-версию песни «Каждую ночь» Виктора Цоя.

На этом фестиваль не закончился: были ди-джей сеты, электрик фаер-шоу, много чего еще – двери клуба закрылись глубокой ночью. Но даже те зрители, которые, подобно автору статьи, ушли в середине праздника, наверняка весь следующий день ритмично качали головой. Что до меня, 23 февраля я долго соображал, День Защитника какого отечества (Ямайки или Эфиопии) отмечается.

Дмитрий Козлов

КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ (?)

^ВВЕРХ^ :: © arhrock.info :: admin@arhrock.info :: 18+