Архангельский рок-портал

НОВОСТИ :: ИСПОЛНИТЕЛИ :: ГОСТИ :: МАТЕРИАЛЫ :: О ПРОЕКТЕ :: ССЫЛКИ :: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ :: ФОРУМ

Черная точка - искусство где-то рядом

"Черная точка - искусство где-то рядом"
4 февраля 2005 года, Арх., АГКЦ

Ментальные практики Поморского даосизма, оккультные обряды индейских цивилизаций, тоталитарный некроджаз, невообразимый театр рок-н-ролла, произрастание чувств, деструктивные мелодекламации - примерно так выглядело "меню" фестиваля экспериментального искусства "Черная точка", состоявшегося 3 февраля в архангельском АГКЦ.

Красочные афиши, немыслимые названия, намеки на эпатаж и исключительность, настойчивое нагнетание страстей - все это выглядело архи привлекательно и "вкусно". Рекламная надпись четко определяла целевую аудиторию фестиваля: люди старше 16-ти, не ортодоксальных вкусов, с устойчивой психикой. После такого заочного комплимента публика не могла оставить данное событие без внимания - ценители, тонкие знатоки, скептически настроенные критики и просто зеваки плотно заполнили поле грядущего эксперимента. Толпа как никогда жаждала зрелищ.

Прежде чем погрузиться в пучину экспериментального арта, мне удалось задать несколько вопросов одному из организаторов и идеологов фестиваля, архангельскому художнику Вячеславу Ларионову:

--------------------------------------------
от администрации: перед интервью с "одним из организаторов", считаем необходимым разместить здесь

Официальное заявление создателей фестиваля «Террор Инкогнито».

Мы, создавшие проект «Террор Инкогнито» в 2004 году, заявляем, что фестиваль «Черная точка» не является продолжением «Террора Инкогнито», а представляет из себя отдельный, самостоятельный проект.
Заявляем, что художник Вячеслав Ларионов, обозначающий себя как один из отцов-основателей фестиваля «Террор Инкогнито» (как это было, например, 3 февраля на пресс-конференции перед открытием фестиваля «Черная точка) не является и никогда не был создателем проекта «Террор Инкогнито», а был лишь его активным участником. Любые заявления Ларионова В. о проекте или от имени проекта «Террор инкогнито» являются его личной точкой зрения.
Никакого отношения к революциям, политическим партиям и терроризму проект «Террор Инкогнито» никогда не имел.
Создатели проекта «Террор Инкогнито» во избежание дальнейших спекуляций вокруг проекта официально заявляют о его закрытии. Продолжение проекта под другим, оригинальным названием, планируется в мае этого года.

Создатели проекта «Террор Инкогнито»
Сметанин Артем
Зиновьев Дмитрий

Музыкальный директор
Шептунов Алексей

--------------------------------------------

- В чем отличие «Черной точки» от нашумевшего в прошлые годы фестиваля «Terror Incognito» и какова основная идея нового фестиваля?
- В творческом плане ровным счетом ничего не поменялось. "Черная точка" подготовлена практически теми же участниками и вдохновителями обоих "Терроров". (Впрочем, есть на этот счет и иная точка зрения – прим. автора) Новое название фестиваля - следствие нашей попытки прекратить появившуюся тенденцию "революционности" и отделить искусство от политики. Задача фестиваля "Черная точка" - дать выход современному экспериментальному искусству.

- Как соотносится экспериментальное искусство с искусством мэйнстрима (общего потока)?
- При наличии современного "рынка идеологий" практически любые направления в искусстве регулируются набором догм, схем и истин в рамках определенных стандартов. Например, существует "классика" и то, что не попадает под ее ярлык и называется "искусством не для всех", причем в обоих случаях подразумевается соответствующий формат. Экспериментальное искусство представляет собой подобие промежуточного сосуда, сообщающегося со всеми существующими системами, где при этом отсутствуют ограничения, препятствующие свободному развитию.

- Должен ли художник, занимающийся экспериментальным искусством, быть знатоком искусства классического и обязательно ли его работы должны быть эпатирующими и шокирующими?
- Безусловно, художник-экспериментатор, должен свободно разбираться в общепринятом искусстве. Все его работы несут
определенную идею, выражаемую абсолютно осознанно. Основное отличие заключается в том, что эти идеи и новаторские средства их реализации значительно отличаются от общепринятых норм. Здесь нет задачи специально эпатировать зрителя - шок может возникнуть в результате неподготовленности к восприятию неожиданной формы выражения. В рамках фестиваля «Черная точка» представлены те, чье творчество не удовлетворяет запросам толпы, те, кто вступает на территорию Неведомого, Непознанного, Нетривиального, Неизвестного.

- Насколько серьезно зрителю следует относиться к происходящему и есть ли какой-то правильный способ восприятия такого искусства?
- На лице современного зрителя, слушателя, читателя запечатлен один единственный лозунг: "веселите меня, ублажайте меня, восхваляйте меня". И главное - в меру. Ничего умного ("не загружай"), ничего серьезного ("не напрягай"), ничего глобального ("не волнует"). Мы представляем шанс взглянуть на мир под иным углом зрения. Воспользуется ли зритель этим шансом - это его выбор. Мы лишь даем повод и напоминаем - альтернатива есть.

Ну что ж, я был готов воспринять свою долю экспериментального арта - от винта!
Действие происходило на нескольких площадках одновременно, увидеть все сразу было невозможно физически. По скромно висящей программке я отметил те события, которые представляли для меня наибольшую степень экспериментальности. Ими стали:

- Черно-белая выставка. Здесь произошло собственно открытие фестиваля. Зрителей встречало шоу Arythmic Noize.
Нечленораздельные удары аритмичных рук - было заявлено в программе. Программа не соврала. Несколько детин со всей дури лупили в барабаны и железные бочки в то время как еще двое терзали гитару и свистели мегафоном. Минут через 10 это прекратилось. Выжившие отправились искать смысл жизни в картинах, остальные - в зал слушать панк.

Выставка выглядела весьма убого в плане подачи и оформления - ни малейшей общей идеи кроме "черно-белости". Видимо, предполагалось, что если кому надо - найдут шедевр сами. Обошел и детально рассмотрел все: были представлены работы в диапазоне от элементарной пошлости и нелепицы в виде Че Гевар и каких-то антропоморфных фигур с сапогами до весьма интересной графики. Авторы? - В голове полный аноним. Фамилии авторов самых интересных работ были написаны слишком мелко или отсутствовали, зато имена творцов разнообразной ерунды, в большинстве случаев были у всех на виду.

Среди публики присутствовали какие-то женщины в громоздких ярких париках, охотно позировавшие и о чем-то многозначительно разговаривавшие с незнакомыми мужчинами, и сомнительный тип с трехлитровой банкой для мелочи. Последний выглядел настолько компрометирующе, что хотелось просто дать ему в морду во имя современного экспериментального искусства. Еще через пять минут делать стало нечего: народ рассосался, завалив бочки-барабаны пустой тарой и пакетами из-под генетически модифицированной закуски, что могло претендовать на лучший объект выставки.

А теперь - айда слушать пунк!

- Группа 3Dicks и Ко. Звучало все довольно крепко и убедительно, но НЕ-ИН-ТЕ-РЕС-НО! Около десятка молодых людей, трое - на сцене, остальные - сразу перед ней. Через каждую песню менялся гитарист или вокалист - всем хотелось спеть караоке! Играли в основном хиты разнообразных "западных панков", демонстрируя приемлемое (в рамках стиля) владение инструментом (за исключением барабанщика, который, похоже, единственный был "в теме"), невнятный вокал, и ужимки, перенятые из телевизора.

Спустился вниз. В фойе две девицы в забрызганных халатах предлагали мужчинам выпить из колбочек для анализов, содержимое которых выглядело крайне сомнительно. Но как только народ прочухал, что в стекле томится спиртосодержащее, сосуды пошли нарасхват. Но это эпизод. Что дальше? - Дискотека, пупсики!

- Пара DJ создавали видимость сложных манипуляций за пультом. Впрочем, любому мало-мальски знакомому с DJ ремеслом было ясно, насколько это все профанация. На танцполе какие-то люди перекидывали друг другу микрофон. МС - это вам не шутка! Читались тексты на латыни - fuck me, fuck you, fuck-fuck-fuck. Вот вам и экспериментальное искусство. Хотя, кое-кого эти фокусы еще могут забавлять.

Скорее вверх. Навстречу поток людей, на лицах которых написано все, о чем выше говорил Вячеслав Ларионов, плюс "кажется, нас обманули". Неправда, - говорю я себе, - альтернатива есть. Вверх и только вверх! Наверху выяснилось, что я прозевал видео-арт. Тогда снова иду в зал:

- Ева Браун. Мама дорогая, - очень вовремя. Давай, мочи!... Замочили. Оказалось, что на словах все выглядело куда
привлекательнее. Глумление и пижонство. Точка. Хотя, один источник, весьма опытный в вопросах многомудрствования, после заявил, что определенная идеология там, дескать, прослеживается. Да, ну! - В таком случае мне больше понравились 3Dicks.

Затем меня вдруг подхватили под руки и затащили в какую-то не-то подсобку, не-то гримерку, где девица с кисточками
ритуально раскрасила меня в индейца. Это было начало обряда "в когтях Кецалькоатля". Зажгли свечи, ударили в там-тамы, начали танцевать и дуть в дуду. Собралась толпа, внимательно следившая, чем закончатся эти странные танцы. А закончилось все по-индейски хорошо - все умерли. Аплодисменты! И ничего, что индейцы танцевали под средневековую народную мелодию из Европы - народ у нас темный, легко вводится в заблуждение. Позднее те, кто это действо пропустили, назвали его (заочно) самым интересным музыкальным (!) событием фестиваля.

Снова иду на третий этаж, пытаясь выяснить, что твориться в верхнем зале. Там происходит долгая и утомительная подготовка к "приходу Святого Писдосия". Публика, не теряя времени, занимается какими-то психологическими тренингами - видимо, эксперимент с сознанием таки удался. А вот, наконец, и приход: однообразный ритм, сыгранный на ноутбуке, женские завывания в микрофон и булькающее бормотание текста, напоминающего стихи - привет, Писдосий!

Бегом вниз - там уже начинает играть московская группа Loa-Loa. Анонсы обещали невообразимый театр рок-н-ролла. Не было -ни театра, ни рок-н-ролла. Не стоило, братцы, ехать через пол России, чтоб в Архангельске без штанов на сцену выйти.

Внизу в это время происходило представление театра "Девка Крюкова", затем - мелодекламации, которые я пропустил, поскольку уже неоднократно видел.

Мы ждали у закрытых дверей начала перформанса "Ментальные практики Поморского даосизма или Сны императора Лу Чоу". Кто-то сказал, что участвует сама Екатерина Зорина! Дождались - среди горевших в темноте свечей лежали и сидели девушки топлесс, разрисованные иероглифами, по краям сидели "замаскированные" пинежские бабушки и пели дивную песню. В центре раскланивался шаман(?), воспроизводивший нечто на манер мантр. Пока публика снимала ботинки, дабы не повредить полы в танцевальном зале, пока обсуждались достоинства моделей, - обряд подошел к концу. Свечи погасили. Все вышли вон - каждый со своими мыслями.

И снова в зал. Группа "Карась и обледеневшие". Трусы на голове, туалетная бумага по залу, из динамиков, извините, - отстой. Был, правда, проблеск надежды в виде песни с женским вокалом, но потом опять все потонуло в пучине бессознательного варварства.

Ажиотаж угас. Устало спускаюсь вниз - там закончилось выступление "6 мертвых болгар" и "Контрольных огней". Как ни странно, их похвалили даже те, кто раньше горячо ругал. Надеюсь, это стоило того.

Уже на другой день, вспоминая все произошедшее и стараясь сделать более объективные оценки, признаю, что эксперимент все же состоялся - жаль, искусства в нем было маловато. И, тем не менее, мир может быть совсем иным, ничто не предопределено, и у нас всегда есть шанс.

Дерзайте - искусство где-то рядом!

Константин В. Имаго,
пограничнй страж

^ВВЕРХ^ :: © www.arhrock.info :: design by A. Kozlov :: arhrock@mail.ru