Итак, начнем. Зачем я пишу эту статью? Все очень просто - чтобы мой сайт посещала моя целевая аудитория - гитаристы, контент должен быть соответствующим, т.е. ИНТЕРЕСНЫМ. А за что люди трясутся больше всего? Правильно! За свой кошелек(хотя с нашей экологией надо трястись за здоровье). Самый простой способ сократить расходы - не делать ненужных покупок. Любой из нас был бы гораздо более богатым человеком, если бы сразу покупал ИМЕННО ТУ машину, ИМЕННО ТУ майку или ИМЕННУ ТУ гитару, которая подойдет ему больше всего. Однако, за недостатком опыта мы не с первого раза покупаем ИМЕННО ТО, что нам в итоге идельно подойдет. Итак, цель статьи - не отговорить вас покупать электрогитару - а прояснить не всегда прозрачную ситуацию типологии, звучания, ценовых категорий и помочь вам выбрать именно ту гитару, которая подойдет вам больше всего. Также хочу заметить, что в данной статье я попытаюсь охватить лишь типологию цельноокорпусных электрогитар. Первым признаком разделения я, не смотря на сложившиеся традиции, хотел бы принять принцип сочленения грифа и корпуса. 1. Гитары с привинченым грифом ("на болтах" или "болченые", на спецжаргоне гитаристов) 2. Гитары с вклееным в корпус грифом 3. Гитары с грифом, идущим до конца корпуса (по-другому - "сквозные"). Исторически сложилось, что фирмы-производители отдавали и продолжают отдавать предпочтение какому-либо одному типу крепления грифа и корпуса, но в их модельном ряде присутствуют и гитары других типов что связано скорее всего с желанием иметь полноценный модельный ряд. На какие аспекты звука влияет тот или иной тип крепления? Прежде всего, это отчетливость звучания каждой ноты в фразе или пассаже (очень часто гитаристы называют это "читабельностью"). Самая лучшая читабельность у гитар с привинченым грифом, затем идут инструменты со сквозным креплением и уж замыкают этот ряд гитары с вклееным грифом. Совершенно противоположную ситуацию мы увидем, если будем рассматривать вторую, порой наиболее важную для большинства гитаристов характеристику звучания гитары, а именно - сустейн, или возможность инструмента выдерживать долгую ноту после ее извлечения без дополнительных техническо-аппаратных средств(сустейнер) и приемов(feedback). Лидируют гитары с вклееным грифом, далее по списку - сквозные инструменты, замыкают список болченые гитары. Не удивительно, что тип крепления влияет на тембральную окраску. У болченых инструментов - прорезающие верха, хрошая верхняя середина, обычно завалены (не отсутствуют полностью, но прибраны) басы. Конек сквозных инструментов - гнусавая середина, образующая тот самый "липкий" саунд, который так любят поклонники коллектива Megadeath. И самый "жирный" звук - это гитары с креплением вклееного типа. Никаких проблем накрутить пробивной звук, насыщеный басами и нижней серединой на инструментах с вклееным грифом нет. Четверый фактор - атака, обычно ее путают или примешивают к отчетливости с чем я не согласен, так как все-таки это разные вещи. Наиболее "злые" в атаке инструменты - болченые, чуть менее - сквозные и наименее - вклеенки. Странная ситуация..казалось бы - на разных чашах весов с точки зрения конструкции вроде бы находятся сквозные и болченые, а вклеенки - средний компромис, но на поверку выходит, что по звучанию сквозные инструменты - золотая середина цепи. Вторым определяющим типологию фактором я считаю материал (породу) дерева, из которого сделан инструмент. Нет смысла описывать звуковую специфику всех известных на планете пород, достаточно описать наиболее часто встречающиеся. Из них: махогони (красное дерево), клен, ясень, ольха, тополь. Необходимым считаю заметить, что влияние породы на звук рассматривается с условием прочих равных, т.е. типа машинки, комбинации звукоснимателей и т.д.. Итак, махогони. Излюбленное дерево металлистов, рокеров, и гитаристов новой тяжелой альтернативной волны. Сразу хочу оговориться: не всегда подписные модели гитаристов, которые вам нравятся, на 100 % соответствует гитарам, которые держат в руках ваши кумиры, находясь на сцене или в студии. Яркий пример - Стивен Карпентер (Deftones). На концертах и личных приватных фото он с ESP из махогони(частенько с семиструнной), при этом японская подписная модель - из ольхи. Махогони - тяжелое, с ярко выраженной волокнистой структурой дерево, спектр звука - низкая середина и басы будут звучать очень плотно, высокие носят очень теплый характер. Гитары из махогони - инструменты с наиболее выровненным спектром. На заметить, что именно из-за жирного низа и нижней середины инструменты из махогони немножко "жуют" рифовый материал, если он исполняется в быстром темпе. Всем, кто играет на краснодеревных инструментах в группе от души советую немного приберать (т.е. Делать меньше) гейн (кол-во перегруза). Клен - самое тяжелое и самое острозвучащее дерево. Клен обладает отличными акустическими свойствами. Гитары из клена великолепно "прорезают" коллектив как на репетиции, так и на записи. Единственный минус при всех "плюсах" - в большинстве своем кленовые электрогитары не имеют объема в звучании. Зато огромный плюс – агрессивность. Ясень. Лучшее слово для характеристики этого дерева - звонкость. Одна из любимых пород шредеров (гитаристов-скоростников) и исполнителей кантри. По сравнению с кленом звук менее сухой, гораздо больше верхней середины. очень часто это дерево ставят на заказные модели IBANEZ J-Custom ранних выпусков Ольха. Певучее дерево, насыщеная середина, в меру басов и верхов. Одна из самых певучих и “раскачиваемых” пород. Играя на инструменте из ольхи, вы почти наверняка ощутите вибрацию корпуса. Также замечателен чистый звук инструментов, сделаных из этой породы дерева – теплый, с умеренной, но четкой атакой и хорошей читабельностью. Тополь. Скажу честно, мне не очень часто доводилось играть на гитарах, корпус которых был выполнен из тополя (Poplar), в основном это были стратокастеры мексиканского производсва. Звук был похож на ольху, единственное, чуть более «плоский» и менее звонкий. Болотный ясень. На инструментах из этой породы играл очень много, в итоге постоянно продавал, тому есть причины. Основная характеристика этих гитар - режущая, стреляющая атака. Ноты так и выстреливают из-под пальцев, идеальный пример - послушайте риф He Man-Woman Hater группы Extreme - вот так же будет звучать гитара из болотного ясеня. НО! и Framus,и G&L, и Washburn с корпусом данной древесины, которые у меня были, совершенно не имели одного - объема звука и басов...пришлось расстаться.(( Пропускаю гитары из экзотических пород деревьев - выпуск их слишком мал и все они звучат слишком по-разному от партии к партии. Единственно - все гитары из КОА, которые довелось пробовать не впечатлили глубиной звука, но обладали серьезным откликом на атаку, что позволяло отлично интонировать. Последний фактор, который я хотел бы рассмотреть в этой статье - материал накладки грифа. Три основных материала, из которых делают накладки для грифов - клен, палисандр, черное дерево. Две составляющие звука, на которые повлияет изменение древесины накладки - это атака и частотная характеристика общего звучания. Накладка из клена придает инструменту острую атаку, большое количество высоких частот. Накладка из палисандра делает звучание "теплее" и глубже. Накладка из черного дерева также формирует более острое звучание и добавляет в звук верхней середины, за счет чего инструмент получает более "пробивной" саунд. Я специально не стал рассматривать в рамках данной статьи влияние на звук таких факторов как установка различных датчиков и типов машинок, так как подобный сводный материал уже есть на основных гитарных сайтах России. Буду рад, если кому-то моя статья поможет выбрать гитару, наиболее подходящую под задачи этого человека. автор: Vladkrizh!!