Группа Shub-Niggurath существовала с 1983 по 1994 год; шестеро людей, собравшихся вместе с целью “как можно более сильно выразить свои чувства”, вдохновлённые как электроакустической музыкой, так и джазом; как итальянской классикой XVII века, так и современной академической музыкой. Состав: Ален Балло: бас Франк Куло: перкуссия Франк Фроми: гитара, перкуссия Жан-Люк Эрве: фисгармония, фортепиано, орган Анн Стюарт: вокал Вероник Вердье: тромбон, бас-тромбон История: Их первая демо-лента без названия была выпущена в 1985 году и получила очень хорошие отзывы в музыкальной прессе. Интенсивная музыка, замечательно при этом контролируемая, была отмечена многими, то же самое ожидали и от запланированного дебютного альбома. В 1986 году кто-то, обладавший чувством юмора, счёл нужным включить одну их композицию – концертную версию “Yog-Sothoth” с этой ленты – в сборник под названием “Chant d’amour”.Очевидно, это был ироничный намёк на то, что Шуб-Ниггурат – тёмная богиня плодородия из мифов Лавкрафта. Тот же состав записал “Les morts vont vite”, вышедший на вскоре, в 1987 году, образованном лейбле Musea – и тон отзывов стал ещё более хвалебным; Алан Фримэн из журнала Audion вспоминал, что тогда Shub-Niggurath считались “одной из самых лучших групп Франции за последние восемь лет”. На самом деле этот альбом как дебютный – да и как просто номерной альбом, выпущенный за время существования группы – просто ошеломляющий. Когда он был выпущен, группа – по собственному признанию музыкантов – была в полном расцвете своих сил. Слушая альбом, понимаешь, что это на самом деле так. В 1997 году он был переиздан на CD лейблом Musea – с двумя редкими бонус-треками, взятыми со сборников. Альбом продавался хорошо, особенно за границей и, судя по слухам, группа была вполне счастлива “под крылышком” у Musea. Позже, Франк Куло покинул группу, чтобы играть джаз, и Франк Фроми тоже ушёл. Это был довольно чувствительный удар. Жан-Люк Эрве был вынужден занять место, оставленное Фроми, не только потому, что действительно был гитаристом, но и потому, что гитара никогда не была вспомогательным инструментом для группы. Большая сконцентрированность на тембре и сонорике требовала применения соответствующих инструментов, и Эрве нашёл гитару весьма подходящей для этих целей. В своё время он заметил, что использовал её скорее в качестве электрического источника звука, в качестве примитивного синтезатора с интуитивным интерфейсом. Однажды в интервью, которое давал в 1990 году, он обмолвился о том, что “предпочитает тембры нотам” – что очень повлияло на его переход с клавишных на гитару. Это также служит ценным напоминанием о подходе Shub-Niggurath к музыке. В 1988 году вышел другой сборник, "Dithrambe" – скорее, это была коллаборация между Shub-Niggurath и группой Sleaze Art, состоящей из пяти басистов. Два трека, представленные на сборнике, были совсем другими – вторая часть композиции, представленной на “Enneade” и “L’Homme de l’habit gris” – сольный вокальный номер Анн Стюарт. В отсутствии барабанщика и гитариста – Эрве вынужден был заполнять это пробел – звучание было минималистичным и сдержанным. Работа на этом альбоме была последней перед тем, как группа решила поправить свои дела. Уход двух основных участников был проблемой, оставшиеся музыканты считали сольный вокальный номер и интерпретацию длинной ансамблевой композиции нетипичными для своего творчества. Ещё один трек, "Delear Prius", появившийся в сборнике “Douze pour un 2” в 1989 году был следующим перед кассетным концертным альбомом, вышедшим на лейбле Auricle в этом же году – уже с основательно изменившимся составом: Ален Балло: бас Жан-Люк Эрве: гитара Вероник Вердье: тромбон, бас-тромбон Сильветт Клоде: вокал Мишель Кервиньо: барабаны Жан-Пьер Лордо: вокал Надо заметить, что тогда наблюдались некоторые изменения в исполнении, свидетельствующие о значительной универсальности музыкантов. Записанный 13 января 1989 года в Париже, этот альбом демонстрирует замечательную игру и интуицию группы. Примерно в этом же время Жан-Люк Эрве комментировал в интервью, что “ядро” группы состояло из него самого, Вердье, Кервиньо и Балло с другими музыкантами, которые периодически приглашались на концерты и сессионную работу. Интервью тех времён намекают, что Кервиньо так никогда и не был постоянным участником. Наступил 1991 год и, наконец, их первый CD, “C'etaient de tres grands vents” вышел на Musea. Состав, в основном, был тем же самым, но был приглашён ещё один барабанщик и Жан-Пьер покинул группу, предпочтя карьеру художника; он принимал участие в оформлении буклета CD. Ален Балло: бас Жан-Люк Эрве: гитара, фортепиано, фисгармония. Вероник Вердье: бас-тромбон Сильветт Клоде: вокал Мишель Кервиньо: барабаны Эдуар Перро: барабаны Этот CD ознаменовал переход к более электроакустическому стилю, утончённому и “космическому”. Подспудное ощущение интенсивности осталось. С 1991 года группа записывалась – “множество плёнок” – пока так и не изданных – и выступала квартетом, включавшим Балло, Перро, Вердье и Эрве. Небольшие турне по Парижу и окрестностям, выступления перед специфической аудиторией подогревали их продолжающийся энтузиазм. В 1995 году произошло очень неприятное событие: Ален Балло умер от рака. Он был основной движущей силой группы и очень активным в своём музыкальном направлении. Вероник Вердье сказала недавно, что слишком многое должно измениться, чтобы Shub-Niggurath продолжили играть. В качестве первого шага они собираются выпустить работы, записанные с 1991 по 1994 годы – надеясь, что они будут изданы в 1997 году. Стиль этих работ, очевидно, основан на импровизации и электроакустических экспериментах, которые были в их последней работе. Насколько известно, сейчас Сильветт Клоде – джазовая кларнетистка, Жан-Пьер Лордо – художник, Мишель Кервиньо остаётся другом группы и играет в маленьких джазовых ансамблях. Франк Фроми продюсирует кое-что для Musea, а также играет вместе с Каспаром Т. Тёплицем из Sleaze Art. Вдобавок, он собрал небольшое сообщество музыкантов и работает с ними. Из оставшихся участников Эдуар Перро (самый молодой музыкант в группе) сохраняет интерес к джазу, классической и электроакустической музыке, теории музыки. Жан-Люк Эрве сочиняет современную музыку для оркестра, солистов и камерного ансамбля. Очевидно, он пишет в “спектральном стиле” и учится у Жерара Грили. Вероник Вердье, после работы в некоторых современных группах, остановила свой выбор на саквебуте – тихом предке тромбона. На этом инструменте она играет музыку XVII века (в основном – итальянскую) в небольших оркестрах, изредка – Монтеверди и Моцарта. Это не тот инструмент, который пригодился бы для будущей работы с Shub-Niggurath, ибо:“… для Shub-Niggurath крайне важна мощь звука: электрогитары играют очень громко”. Прекрасный, атмосферный трек, для ознакомления: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ev_9C-bNVY4[/youtube]